Семинары
Семинара – практикум "Профессионализм и мастерство педагогических работников"
Семинара – практикум «Профессионализм и мастерство педагогических работников
- Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.
- Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.
- Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
- Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
- Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
- Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.
грамматически правильно строить предложения, логически последовательно
излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно.
- Перечислите задачи годового плана УДО, над которыми работает коллектив.
- Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в УДО? (Не менее 4-4,5 ч)
- Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не более 20 мин.)
- Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление по образованию, администрация УДО? (Администрация УДО)
- Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 5-го года жизни? (14 занятий)
- Перечислите все учреждения, с которыми сотрудничает наше учреждение дошкольного образования.
- Какова продолжительность занятий для детей 6-го года жизни? (Не более 25 минут)
- Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 6-го года жизни? (15 занятий)
- Какова продолжительность занятий для детей 6-го года жизни? (Не более 25 мин.)
- Учебная программа дошкольного образования
- Формировать умения самостоятельно выполнять простейшие правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать распорядок дня, , употреблять продукты, полезные для здоровья, оберегать себя от попаданиямикробов и инфекций («Ребенок и общество» компонент «Культура здоровья» ст.гр. 5-6 лет)
- Обогащать представления о значении навыков самообслуживания для здоровья человека («Ребенок и общество», компонент «Культура здоровья» ср.гр. 4-5 лет)
- Формировать представления о многообразии созданных дизайнерами объектов предметного мира («Изобразительное искусство» компонент «Детский дизайн» ср.гр.)
- Развивать умение узнавать и называть 5-7 видов комнатных растений (традесканция, амариллис, декабрист, плющ, комнатный виноград) («Ребенок и природа», ст.гр.)
- Формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова, умение осуществлять звуковой анализ слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового анализа слова), сравнивать звуки в похоже звучащих словах («Подготовка к обучению грамоте», ст.гр.)
- Совершенствовать функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной. Мышечной систем, повышать общую работоспособность и выносливость организма в процессе увеличения объема, интенсивности и разнообразия физических нагрузок («Физическая культура», ст.гр. оздоровительная задача (+образовательные, и воспитательные)
- Развивать последовательное и системное обследование и восприятие пространства, времени, движения, предметов в процессе практических действий, овладения набором эталонов формы, мелкую моторику, глазомер («Элементарные математические представления» ср. гр.)
- Развивать интерес к произведениям художественной литературы и фольклора, умения воспринимать их содержание, понимать причинно-следственные связи, представления о многообразии жанров («Художественная литература», ст.гр.)
- Художественная литература
- Н. Носова «Приключения Незнайки его друзей» (ср.гр)
- Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» (ст.гр.)
- Х.К. Андерсен «Дюймовочка» (ст. гр.)
- Ш. Перро «Красная Шапочка» (ср. гр.)
- П.Ершов «Конек-Горбунок» (ст.гр.)
- Братья Гримм «Бременские музыканты» (ср. гр.)
- Я Колас «На рэчцы зімою» (ср.гр.)
- Я. Купала “Хлопчык і лётчык” (ст.гр.)
- Нерегламентированная деятельность
- Игра, в которую ребенок играет один с некоторым числом игрушек, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации – это
- Педагог-искусствовед
- «Аленушка» В. Васнецов
- «Девочка с персиками» В Серов
- «Девочка с фруктами» И. Хруцкий
- «Утро с сосновом бору» И. Шишкин
- «Березовая роща» И. Левитан
- «Три богатыря» В Васнецов
- «Март» И Левитан
- «Березовая роща» А Куинджи
- Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь на психологических особенностях девочки? Назовите их.
- Что воспитатель должна была ответить девочке? Какую беседу провести с мамой?
- Какую роль в воспитании играют такие особенности как подражательность, стремление быть похожим на близких?
- В чем вы видите причину разросшегося конфликта между братом и сестрой?
- Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?
- В чем, по вашему мнению, значение игры для формирования качеств мужественности у мальчиков и женственности у девочек, усвоения ими будущих социальных ролей?
- Какое, по вашему мнению, имеет значение в становлении личности мальчиков и девочек содержание игр и те роли, которые в них берет на себя ребенок? Как вы объясните маме, что она заблуждается? Попробуйте объяснить.
-
Учебная программа дошкольного образования Минск, Национальный институт образования. 2019
-
«Игра в жизни дошкольника» под редакцией Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько, Минск Национальный институт образования, 2012
-
Котко А.Н. «Основы педагогической культуры» Монография, Минск «Медисонт», 2012
Семинар-практикум "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
- Оптимальный двигательный режим
- Закаливание
- Профилактика заболеваний у дошкольников
- Профилактика повреждений и травм у дошкольников
- Режим дня
- Правильное питание
- Проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной.
- Эмоциональный настрой воспитанников на деятельность;
- Благоприятный тон педагога;
- Умение педагога заинтересовать, занять, увлечь детей; снимать неприятные психологические ощущения, поощрять детей;
- Преобладание эмоционально-позитивных качеств педагога: вежливость, заботливость, оптимизм, сдержанность;
- Осуществление индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подходов к детям.
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск, Национальный институт образования, 2019.
- Усс, С. Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста посредством игровой модели познавательного развития // Пралеска. 2014. - № 6. – С. 32-38.
- Никашина, Г.А. Весь мир в игре: игровая модель познавательного развития ребенка.- Мозырь: Белый ветер, 2005.
- Дедулевич, М.Н. Не пропустить мир игры: пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мозырь: Белый ветер, 2002
- Решение кроссворда “Здоровье”.
Содержание (разнообразные формы проведения) |
|
Коллективные |
Например, Мастер-класс «Здорово здоровым быть» и т.д.
|
Наглядно-информационные |
|
Индивидуальные |
|
Информационно-коммуникационные |
|
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ “Формирование у дошкольников культурно-гигиенические навыков как основы здорового образа жизни”
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ
“Формирование у дошкольников культурно-гигиенические навыков как основы здорового образа жизни”
Цель: Повышать педагогическою компетентность педагогов по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни через привитие навыков гигиены и самообслуживания.
Задачи семинара:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
2. Определить формы работы с детьми в дошкольном учреждении по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
3. Способствовать росту педагогического мастерства, создать
благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
4. Активизация мыслительной деятельности педагогов в процессе их работы с детьми.
План проведения:
1 часть. Актуальность проблемы.
2 часть. Практическая – коллективная деятельность.
Тема Использование народного фольклора во время гигиенических процедур.
Составление памятки для родителей
Участники семинара: педагоги всех возрастных групп, заведующий яслями-садом, медсетра.
1 часть Актуальность проблемы
Вступительное слово заместителя заведующий по основной деятельности. Уважаемые коллеги! Сегодня наша с вами встреча посвящена формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников в режимных моментах, а это значит – приобщению к здоровому образу жизни.
Что нужно делать, чтобы наши воспитанники были здоровыми, мы с вами сейчас и определим, для этого я предлагаю поиграть в игру “Неоконченное предложение”, передавая яблоко друг другу, вам нужно будет закончить фразу.
- Ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.
- Ребёнок будет здоров, если будет … каждый день перед едой, мыть руки т. д.(одеваться по погоде, получать правильное питание, витамины).
- Итак, подведем итог, ребёнок будет здоров, если будет вести здоровый образ жизни.
Уважаемые коллеги! Свое выступление мне хотелось бы начать с высказывания известного советского педагога В. А. Сухомлинского: “Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве.
Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а культурно - гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Приходить в детский сад с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Как вы считаете, что относится к основным условиям успешного формирования культурно – гигиенических навыков?
относятся:
· рационально организованная обстановка,
· четкий режим дня,
· руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Как мы знаем, для хорошего результата важно знать методы и приемы формирование у детей дошкольного возраста культурно – гигиенических навыков.
Уважаемые коллеги!
Какие методы и приемы мы используем в нашей работе для формирования у детей культурно гигиенических навыков?
(личный пример взрослых, непосредственно образовательная деятельность, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, дидактические игры, потешки, стихотворения, пословицы, поговорки, игровые приемы, викторины, развлечения, прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: “Покажите, как вы засучили рукава”или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)
Какие условия необходимо создать для успешного формирования культурно-гигиенических навыков?
необходимы следующие условия:
· организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование,
соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
· разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
· многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
· индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
· организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
· безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Надо помнить, что:
ü Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился
правильно есть ложкой.
ü Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
ü Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к
самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Знание ребенком основ гигиены, правил безопасной жизнедеятельности, это и составляет фундамент «Азбуки здоровья», способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.
Итак, что же такое здоровый образ жизни?
Это образ жизни, который обеспечивает формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении является одним из разделов воспитательно-образовательной работы.
Следует помнить, что важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего и дошкольного детства - самостоятельность. Именно в раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом. Осознание своей самостоятельности требует от ребенка самовыражения в деятельности, исключения излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Поэтому важными задачами, стоящими перед педагогами младших групп, можно назвать следующие:
1. Помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку, шапочку и др.; намылить руки, смыть
мыло и грязь, вытереть руки и лицо полотенцем) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание).
2. Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.
3. Сформировать отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначения и способах использования, правилах обращения с
предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы и пр.).
4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.
5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками,
развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф
сзади, помочь стянуть куртку с плеч и пр.)
Для решения этих задач необходимы совместные усилия педагогического
персонала детского учреждения, а также родителей. Для того, чтобы ребенок с желанием участвовал в гигиенических процедурах порекомендовать родителям использовать элементы устного народного творчества. (Педагог презентует).
Предлагает педагогам вспомнить потешки, которые они используют, например, во время умывания. (Педагоги называют потешки.)
2. Практическая часть.
Уважаемые коллеги! А сейчас хочу предложить вам отвечать на вопросы, применяя свой опыт:
1 вопрос к педагогам старших и средней группы:
Каковы условия воспитания положительного отношения к еде? Ответ:Условия воспитания положительного отношения к еде (в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение): |
Ø удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;
Ø благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
Ø разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;
Ø исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание), нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;
Ø постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли есть дома только одно блюдо (первое или второе), надо
обязательно давать неполную норму);
Ø оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка
самостоятельного приема пищи);
Ø позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой –тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);
Ø во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с
Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети
испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.
2 вопрос к воспитателям младших групп:
-Назовите потешки, которые вы используете в работе с детьми в
адаптационный период:
Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор:
Зарычал: «Какой позор!» Водичка, водичка, Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Мышка плохо лапки мыла: Лишь водичкою смочила, Мылом мылить не старалась - И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах! Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот - Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь, Чаще с мылом умывайтесь! Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
За столом сидела Белка, Перед ней была тарелка,
В ней из хлеба, масла, сала Белка дом сооружала.
Так, друзья, не поступают И с едою не играют.
Медвежонок хлеб жевал - Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом - Что? Не мог понять никто. После взялся за компот - Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко, Застыдили медвежонка:
- Ты не знаешь? За столом Надо есть с закрытым ртом, Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить. После встать из-за стола В шубке чистой, как была.
3.Воспитателям средней группы:
-Назовите последовательность умывания.
(Вспомнить алгоритм последовательности умывания детей)
.Заключение
Культурно-гигиенические навыки это азбука здоровья - важная составляющая часть культуры поведения. Мы, педагоги и конечно, родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни, так как параллельно влияем на многие
психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни.
Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В этом возрасте ребенок способен правильно совершать процессы умывания, мытья рук, ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, помочь в организации процесса питания, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, аккуратно есть, стремясь к самостоятельным действиям.
Таким образом, воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».
Список использованной литературы
1. Дергунская В. А., Кошкина А. А., Игры - эксперименты с дошкольниками: Учебно - методическое пособие - Москва, Центр педагогического образования, 2013 – 64 с.
2. Картушина М. Ю., Праздники здоровья для детей 3 - 4 лет: Сценарии для ДОУ - Москва, 2008. – 96 с.
3. Козлова С. А., Дошкольная педагогика: Учебник - Москва: Академия, 2006. – 416 с.
4. Павлова Л. Н., Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста – Москва: Айрис-Пресс, 2006. – 226 с.
5. Смирнова Е. Т., Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях - Москва, 1973. - 278 с.
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 304 с.
7. Пожидаева О., Самообслуживание детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 2013. - №7 - С. 72-75.
Заместитель заведующего по основной деятельности
Шашкина Екатерина Николаевна
Семинар “Нормативно-правовое обеспечение функционирования учреждения дошкольного образования
Семинар
“Нормативно-правовое обеспечение функционирования
учреждения дошкольного образования
Первостепенной задачей дошкольных учреждений является выстраивание системы планирования для организации образовательного процесса, которая включает: разработку учебного плана учреждения дошкольного образования, утверждённого руководителем учреждения; расписания специально организованной деятельности воспитанников по образовательным областям; планов педагогических работников учреждения дошкольного образования (перспективных, календарных), в которых, кроме специально организованной деятельности воспитанников, отражается нерегламентированная деятельность (игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве.
Планирование — процесс трудоёмкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы, её дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспитанников, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса. В планировании должны быть предусмотрены конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.
Обязательным локальным документом воспитателя дошкольного образования является план педагога по организации образовательного процесса. Структурные компоненты плана реализации образовательного процесса даны в инструктивно – методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к началу 2019/2020 учебного года. Единых правил ведения этого документа нет, он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Форма плана образовательной работы с воспитанниками обсуждается коллегиально на педагогическом совете и утверждается руководителем учреждения дошкольного образования.
Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
выделение цели и программных задач планирования на определенный период работы с учётом требований учебной программы дошкольного образования; чёткое определение результатов работы; выбор оптимальных путей, средств, методов для достижения планируемого результата.
План образовательной работы с воспитанниками – это документ, по которому работают два воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности педагогов, поэтому планирование также должно быть совместным. Перспективное планирование осуществляется на месяц, квартал, календарное на одну или две недели. Недопустимо планирование воспитателем своей работы на одну смену, так как это исключает преемственность в работе.
Как бы ни был оформлен план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определённым требованиям:сновываться на принципах целостности и системности, развивающего обучения, тематического построения образовательного процесса, интеграции образовательных областей; обеспечивать единство развивающих, обучающих и воспитательных задач образования воспитанников; исходить из соответствия содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
Алгоритм составления плана может быть следующим:выделение из программы дошкольного образования и формулирование педагогической цели недели, задач развития детей,отбор содержания (из разных образовательных областей), отбор методов и приёмов работы; практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели, анализ реализации плана работы воспитателя за неделю.
Одним из оптимальных условий реализации учебной программы является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Предварительный подбор педагогами основных тем обеспечивает системность и культуросообразность организации образовательного процесса. Реализация темы проходит в комплексе разных видов детской деятельности, предусматривающих взаимодействие взрослого и ребёнка с позиции партнёрства.
Тематический подход к планированию предусматривает разработку тем: с учётом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познания природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др. Деление тем недели по неделям месяца условно. В зависимости от интересов детей, условий учреждения, сезонных изменений в природе педагоги могут переносить предлагаемые темы или разрабатывать другие, соответствующие учебной программе дошкольного образования.
Планированием и организацией образовательного процесса по тематическому принципу предусмотрены возможности экспериментирования, проведения воспитанниками элементарной исследовательской деятельности с учётом специфики дошкольного учреждения и регионального компонента.
Разработанные педагогом темы на год, в рамках которых решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи и государства, соответствовать целям, задачам и содержанию направлений и образовательных областей учебной программы, быть познавательными и интересными для воспитанников. Например, тема, соответствующая направлению «Социально-нравственное и личностное развитие», раскрывается через образовательные области «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа» и интегрируется с образовательной областью «Искусство» (чтением художественной литературы, музыкой, с продуктивной деятельностью детей в художественном творчестве и др.).
Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. Специально организованная деятельность воспитанников — это регламентированные Типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учётом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. Нерегламентированная деятельность воспитанников — это игра и другие виды деятельности в распорядке дня: общение, познавательная практическая, трудовая, художественная, которые организуются как с участием взрослого, так и при косвенном его руководстве. Планируются разные формы работы по теме недели, определяются цели. Также в нерегламентированной деятельности целесообразно использовать и другие темы, необходимые для предварительной работы или требующие повторения. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.
Важным аспектом планирования является решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в разных формах специально организованной деятельности и видах детской деятельности, т.е. интеграция образовательного процесса, которая определяется как системный, целостный и взаимосвязанный процесс.
Интеграция образовательных областей прослеживается и отражается в различных видах совместной и самостоятельной детской деятельности. Цели и задачи должны быть чёткими, конкретными, понятными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы и возрасту детей. Ключевыми словами формулировки целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач могут быть: «формировать понятие», «расширить представление», «развивать умение сравнивать», «развивать познавательный интерес», «способствовать развитию», «воспитывать эстетическое восприятие», «воспитывать культуру поведения» и т.д.
Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Однако не всегда педагогу удаётся грамотно спланировать свою деятельность в силу отсутствия педагогического опыта, дошкольного образования и по ряду других причин. В настоящее время отсутствуют учебные пособия по методике проведения игровой, трудовой, изобразительной деятельности воспитанников. Воспитатели испытывают затруднения. Практика работы показывает, что выход из ситуации – это использование классических методик и технологий советского периода, российских изданий, которые перекликаются с содержанием учебной программы, конкретизируют её.
Литература:
1.Инструктивно – методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2019\2020 учебному году. Учреждения дошкольного образования.
2.Жихар О. Основные подходы к примерному планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования. Ж. «Пралеска», 2013 г.,№7, с.36.
3.Остапюк, О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей (вторая младшая группа).- Минск: Зорны Верасок, 2016.- 182 с.
4.Остапюк, О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей (средняя группа).- Минск: Зорны Верасок, 2016.- 218 с.
- Остапюк, О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей (старшая группа).- Минск: Зорны Верасок, 2017.- 235 с.