Семинары

Семинара – практикум "Профессионализм и мастерство педагогических работников"

Семинара – практикум «Профессионализм и мастерство педагогических работников

Цель : формирование у педагогических работников умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.
Задачи.
  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.
  2. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.
  3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
  4. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
  5. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
  6. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.
Средства: практические упражнения, игровые ситуации, беседа.
Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы (на каждом флажок жёлтого, синего, красного цветов), телевизор, ноутбук
Раздаточный материал: карточки с заданиями, ручки, магнитная доска с цветными магнитами, бумага.
Подготовка к мероприятию.
Разработан сценарий семинара-практикума, продуманы вопросы, педагогические ситуации, виды поощрения, условия проведения, расстановка мебели (3 стола, на которых стоят флажки разного цвета), приготовлены карточки для каждой команды.
Предварительная работа: знакомство с литературой по теме семинара-практикума.
Жюри выбирается
5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос;
3 балла - ответ частично правильный, но неполный;
0 баллов - нет ответа на вопрос.
Ход мероприятия
Что же такое педагогическое мастерство? Во многих источниках педагогическое мастерство определяется как система многочисленных профессиональных умений: оптимального планирования, организации процесса обучения и воспитания, оптимальной реализации намеченных планов, анализа достижений и недостатков по соответствующим критериям.
Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать образовательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.
Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.
Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения. 
Стили общения педагогических работников
Одним из важных моментов становления педагогического мастерства является умение педагога общаться. Зачастую педагогу в ходе своей деятельности сталкивается с различными ситуациями и проблемами, требующими незамедлительного решения, поиска компромисса.
Какие же бывают стили общения педагогов с воспитанниками?
Демократический стиль - основан на взаимопонимании и взаимодействии в ходе воспитания, когда воспитатель совместно с детьми обсуждает все проблемы коллектива, деятельность которого строится на свободе мышления, инициативе, творческом отношении к работе, стремлении проявить свои возможности и способности.
Дружеские отношения - это стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками на основе взаимоуважения и требовательности. Этот стиль позволяет педагогу видеть перспективы развития личности каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности применять меры поощрения и наказания. Этот стиль очень близок к предыдущему, он создаёт условия для перехода от официальных отношений к дружеским, сохраняя при этом в нужные моменты определённую дистанцию между педагогом и воспитанниками.
Общение-дистанция - этот стиль достаточно распространён, использование его оправдано в тех случаях, когда необходимо предъявить официальные требования к воспитанникам, или потребовать от них выполнения определённых условий. Но нельзя злоупотреблять этим стилем это может привести к отчуждению воспитанников, к излишней официальности взаимоотношений. Этот стиль больше подходит к учебному процессу, чем к воспитательному.
Стиль запугивания - основан, как правило, на стремлении самоутвердиться таким путём, ограничивая тем самым активность воспитанников, их инициативность.
Стиль высокомерия - как правило, этим стилем пользуются неопытные педагоги или люди, неверно понимающие свой статус, не верящие в свои силы, поэтому они пытаются поставить воспитанников в позицию «подчинённого». Если педагог вовремя не откажется от этого стиля, между ним и воспитанниками возникнут трения, конфликты.
Как видно, первый и второй стили общения могут обеспечить педагогу эффективные результаты в воспитании, третий стиль рекомендуется использовать лишь при необходимости, четвёртый и пятый стили в его работе не должны использоваться вообще.
Речь – главный рабочий инструмент педагога
Ни для кого из нас не секрет, что один из главных рабочих инструментов педагога – его речь. Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов произношения, может ли моя речь служить образцом для ребят?
Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова,
грамматически правильно строить предложения, логически последовательно
излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно.
Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель, разговаривая с детьми, должен использовать многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.
Тренды современного образования. Визуализация.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми.
Современные педагоги должны идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться, много читать, изучать, а это значит быть в тренде.
Тренд - основная тенденция изменения временного ряда. Нам известно, что существуют тренды в моде, в экономике, в образовании.
Можно ли обойтись без трендов? Можно ли спокойно жить без изучения и использования их? На первый взгляд, можно.
НО:
- не обращая внимания на тренды моды, мы становимся не просто НЕмодными, а СТАРОмодными;
- не замечая трендов в экономике, мы не можем с умом распоряжаться своими финансами, делаем вложения наугад и проигрываем, после чего становимся бедными и больными;
- не вникая в образовательные тренды, в новые интерактивные технологии, мы не можем повысить свои профессиональные возможности и качественно выполнять работу.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации. Что же такое визуализция? – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ.
Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации занятия: схемы, таблицы, рисунки, фрагменты кинофильмов и т.д.
С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации, такие как: скрайбинг, инфографика, сторителлинг и др.
Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний.
Основная цель инфографики – объяснение сложной информации простыми образами и символами, а также передача данных в кратком и необычном виде.
Самая востребованная техника инфографики в детском саду - мнемо,
способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением. В УДО педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развития связной речи по опорным картинкам и схемам.
Современные информационно-коммуникационные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы) мы с помощью знакомой программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно.
ИКТ в создании инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным.
Сторителлинг – педагогическая техника, построенная на использовании импровизированных историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации. Простыми словами сторителлинг – это способ передачи информации через историю (сказку, притчу…).
Цель: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Истории сторителлинга хороши тем, что позволяют не только объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах с использованием опорных картинок, но и дает возможность самим детям создавать и рассказывать истории. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то.
Однако не все рассказы – сторителлинг. Истории должны быть короткими, однозначно трактоваться, пересекаться с жизненным опытом и дополняться качественными визуальными компонентами: презентации, видео, инфографика, скрайбинг.
Для дошкольников подойдут следующие средства сторителлинга: Кубики историй с простым сюжетом, конверт-доска, карты Проппа, рассказы по картинкам, схемы.
Суть игры «Кубики-историй» в том, что Вы бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов, например, «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек Ваше внимание.
Конверт-доска - плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.
Карты Проппа (сочинение сказок по картам) используются при обучении пересказу и составлению творческих рассказов.
Известный исследователь сказок Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.
Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Паззлами или
деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки.
Согласно системе Проппа, этих функций – тридцать одна. Но не каждая
сказка содержит их в полном объёме. Основных, главных функций –20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок и рассказов.
Скрайбинг - процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.
Цель: донести информацию, сделать ее привлекательной для дошкольников, помочь лучше ее запомнить и усвоить.
Скрайбинг в ДОУ: рисованный, аппликационный, магнитный, онлайн-скрайбинг и видеоскрайбинг.
Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.
Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Таким образом, современному педагогу необходимо уметь проектировать учебные занятия с использованием современных средств визуализации, которые не только иллюстрируют учебный материал, но и стимулируют мыслительную и познавательную деятельность дошкольников, развивают красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивают воображение, способствуют раскрытию талантов и самовыражению, повышению уровня педагогической компетентности.
И наш сегодняшний семинар направлен на совершенствование профессиональных компетенций и мастерства педагогических работников.
 
1 тур. Игра «Вопрос-ответ»
Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы УДО, знание содержания работы УДО в течение года.
  1. Перечислите задачи годового плана УДО, над которыми работает коллектив.
  2. Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в УДО? (Не менее 4-4,5 ч)
  3. Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не более 20 мин.)
  4. Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление по образованию, администрация УДО? (Администрация УДО)
  5. Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 5-го года жизни? (14 занятий)
  6. Перечислите все учреждения, с которыми сотрудничает наше учреждение дошкольного образования.
  7. Какова продолжительность занятий для детей 6-го года жизни? (Не более 25 минут)
  8. Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 6-го года жизни? (15 занятий)
  9. Какова продолжительность занятий для детей 6-го года жизни? (Не более 25 мин.)
2 тур. «Пятью пять»
Знания являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. На сколько вы эрудированны мы сейчас и узнаем.
Цель: проверить эрудицию коллектива.
        На магнитной доске расположена таблица с темами для обсуждения. Каждый тема состоит из вопросов.
Участник из команд по очереди выбирает тему и зачитывает вопрос. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 1 раза.
 
  1. Учебная программа дошкольного образования
К какой образовательной области относятся данные задачи?
  1. Формировать умения самостоятельно выполнять простейшие правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать распорядок дня, , употреблять продукты, полезные для здоровья, оберегать себя от попаданиямикробов и инфекций («Ребенок и общество» компонент «Культура здоровья» ст.гр. 5-6 лет)
  2. Обогащать представления о значении навыков самообслуживания для здоровья человека («Ребенок и общество», компонент «Культура здоровья» ср.гр. 4-5 лет)
  3. Формировать представления о многообразии созданных дизайнерами объектов предметного мира («Изобразительное искусство» компонент «Детский дизайн» ср.гр.)
  4. Развивать умение узнавать и называть 5-7 видов комнатных растений (традесканция, амариллис, декабрист, плющ, комнатный виноград) («Ребенок и природа», ст.гр.)
  5. Формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова, умение осуществлять звуковой анализ слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового анализа слова), сравнивать звуки в похоже звучащих словах («Подготовка к обучению грамоте», ст.гр.)
  6. Совершенствовать функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной. Мышечной систем, повышать общую работоспособность и выносливость организма в процессе увеличения объема, интенсивности и разнообразия физических нагрузок («Физическая культура», ст.гр. оздоровительная задача (+образовательные, и воспитательные)
  7. Развивать последовательное и системное обследование и восприятие пространства, времени, движения, предметов в процессе практических действий, овладения набором эталонов формы, мелкую моторику, глазомер («Элементарные математические представления» ср. гр.)
  8. Развивать интерес к произведениям художественной литературы и фольклора, умения воспринимать их содержание, понимать причинно-следственные связи, представления о многообразии жанров («Художественная литература», ст.гр.)
 
 
  1. Художественная литература
Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения.
  1. Н. Носова «Приключения Незнайки  его друзей» (ср.гр)
  2. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» (ст.гр.)
  3. Х.К. Андерсен «Дюймовочка» (ст. гр.)
  4. Ш. Перро «Красная Шапочка» (ср. гр.)
  5. П.Ершов «Конек-Горбунок» (ст.гр.)
  6. Братья Гримм «Бременские музыканты» (ср. гр.)
  7. Я Колас «На рэчцы зімою» (ср.гр.)
  8. Я. Купала “Хлопчык і лётчык” (ст.гр.)
  9. Нерегламентированная деятельность
Выберите один или несколько правильных ответов
  1. Игра, в которую ребенок играет один с некоторым числом игрушек, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации – это 
- дидактическая игра
- режиссерская игра
- сюжетно-ролевая игра
2. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста – это: 
- коллективный труд
- поручения
- труд в природе
- дежурства
3. Нерегламентированная деятельность воспитанников включает: 
- самостоятельную деятельность воспитанников в условиях созданной развивающей предметно-пространственной среды, а также организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач
- самостоятельную деятельность воспитанников в условиях созданной развивающей предметно-пространственной среды
- организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач
4. Моделирование детьми социальных отношений и ситуаций является психологическим содержанием вида детской деятельности: 
- познавательной практической
- элементарной трудовой
- учебной
- игровой
5. В каком возрасте происходит переход от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой игре? 
3-4 года
4-5 лет
2-3 года
5-6 лет
  1. Педагог-искусствовед
Назвать автора и название картины
  1. «Аленушка» В. Васнецов
  2. «Девочка с персиками» В Серов
  3. «Девочка с фруктами» И. Хруцкий
  4. «Утро с сосновом бору» И. Шишкин
  5. «Березовая роща» И. Левитан
  6. «Три богатыря» В Васнецов
  7. «Март» И Левитан
  8. «Березовая роща» А Куинджи
        
3 тур. Решение педагогических ситуаций
Необходимо обсудить педагогическую ситуацию и найти правильное решение.
Цель: актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.
Решение педагогических ситуаций
 1) Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно проговаривая:
- Посмей, только не спать! Сейчас же закрой глаза! Воспитатель, заметив это, говорит:
- Так с дочкой мамы не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку, она и заснет.
Но девочка не слушает ее, возражает:
- А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.
  • Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь на психологических особенностях девочки? Назовите их.
  • Что воспитатель должна была ответить девочке? Какую беседу провести с мамой?
  • Какую роль в воспитании играют такие особенности как подражательность, стремление быть похожим на близких?
2) Мать делает замечание 5-летней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:
- Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать.
- Все уступать да уступать! А если он мне мешает?! Если в моем рисунке чертит каляки-маляки?!
- Все равно, ты же старше его!
Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.
- Ах, так? - сердится девочка, - будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!
Девочка в сердцах толкает брата, конфликт разрастается, в результате оба плачут. В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом, у дочери нет заботливости и терпения как у будущей мамы по отношению к младшему брату.
  • В чем вы видите причину разросшегося конфликта между братом и сестрой?
  • Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?
 3) На участке детский гомон. Новенький (мальчику 5 лет), впервые попавший в детсадовский ребячий коллектив, с любопытством всматривается в играющую детвору. Одни подвозят песок, другие грузят его в машины, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? - обращается к нему воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
- Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? - снова с вопросом обращается к мальчику педагог.
- А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас сделаю налет на них! - В голосе недружелюбные нотки. Откуда это у маленького человека?
- Ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют, - говорит мать, обращаясь к воспитателю.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, уж слишком даже.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные! Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм, например...
- А зачем? - недоумевает женщина. - Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
  • В чем, по вашему мнению, значение игры для формирования качеств мужественности у мальчиков и женственности у девочек, усвоения ими будущих социальных ролей?
  • Какое, по вашему мнению, имеет значение в становлении личности мальчиков и девочек содержание игр и те роли, которые в них берет на себя ребенок? Как вы объясните маме, что она заблуждается? Попробуйте объяснить.
 
Подведение итогов
Все мы сегодня …"молодцы".
Командам дается задание - произнесите слово:
1 команда – громко, медленно
2 команда - быстро, грустно
3 команда – весело, протяжно
Жюри- вопросительно
Все участники - утвердительно.
Подведение итогов семинара-практикума.
 
Литература
  1. Учебная программа дошкольного образования Минск, Национальный институт образования. 2019
  2. «Игра в жизни дошкольника» под редакцией Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько, Минск Национальный институт образования, 2012
  3. Котко А.Н. «Основы педагогической культуры» Монография, Минск «Медисонт», 2012
свернуть

Семинар-практикум "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи семинара:
Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
План проведения:
1 часть. Актуализация теоретических знаний.
2 часть. Повышение практических профессиональных знаний (практическая часть)
3 часть Заключительная часть. Подведение итогов
 
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
 
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
От чего же зависит здоровье ребенкаЗдоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.
Основные аспекты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста:
  • Оптимальный двигательный режим
Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.
Формами организации оздоровительной работы являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).
Личная гигиена
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребенок усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к тому, что у него есть своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.
  • Закаливание
Закаливание — один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.
Существуют несколько обязательных правил:
Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года, то сопротивляемость организма снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.
Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.
В-третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.
Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.
  • Профилактика заболеваний у дошкольников
Зимой дети чаще, чем в теплое время года болеют различными простудными заболеваниями. Для того, чтоб количество заболеваний было минимальным, проводятся специальные профилактические мероприятия.
Профилактика детских простудных заболеваний включает в себя иммунизацию детей, прием витаминных, гомеопатических и др. препаратов, способствующих повышению иммунитета детей; систематическое проветривание, кварцевание и влажная уборка помещений; закаливание детей; регулярные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.
Значительное влияние на здоровье ребенка оказывает воздушная среда помещений. Потребность детей в чистом и свежем воздухе очень велика, так как большая частота и малый объем дыхательных движений сочетается у них с высокой потребностью в кислороде. Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание — через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот.
  • Профилактика повреждений и травм у дошкольников
Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться снижения уровня детского травматизма!
В раннем детстве (1-3 года) главным в развитии ребенка является стремление к самостоятельному познанию окружающей действительности. Основные двигательные навыки у детей этого возраста (ходьба, лазание, бег) находятся в стадии становления. Повреждения в этом возрасте обусловлены недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.
У детей в возрасте 4-6 лет формируются начальные формы самосознания, появляется стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что приводит к получению ими травм.
Физическое развитие ребенка имеет существенное значение в предупреждении травм. Установлено, что хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию детей. Учитывая, что часто источником травмы у ребенка становится сверстник, важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты к окружающим, в том числе другим детям.
Особое значение следует уделять формированию у детей навыков безопасного поведения. С этой целью возможно проведение тематических игр и занятий, на которых дети обучаются навыкам обращения с ножницами, иголками, другими бытовыми режущими и острыми предметами, обсуждаются рассказы, картинки, на которых показаны какие-нибудь травмоопасные ситуации из жизни детей.
  • Режим дня
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность.
В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается 8-12 ч и 16-18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием — залог нормального роста и развития ребенка.
  • Правильное питание
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте».
  • Проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной.
Для того чтобы у детей и их родителей выработать валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранение здоровья, необходимо владеть современными знаниями  о культуре здоровья.
Валеологическое образование – система знаний о здоровье, здоровом образе жизни, факторах его образующих и разрушающих. В системе валеологического образования важное значение имеет мотивация, т.е. выработка у детей дошкольного возраста и их родителей интереса к здравосозиданию.
В образовательном процессе с детьми дошкольного возраста эффективно использовались ваолеологические подходы:
  • Эмоциональный настрой воспитанников на деятельность;
  • Благоприятный тон педагога;
  • Умение педагога заинтересовать, занять, увлечь детей; снимать неприятные психологические ощущения, поощрять детей;
  • Преобладание эмоционально-позитивных качеств педагога: вежливость, заботливость, оптимизм, сдержанность;
  • Осуществление индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подходов к детям.
В практике своей работы любой вид деятельности, преимущественно игру, необходимо направлять, прежде всего, на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни не только на уровне сознания, но и через реальные действия и поступки. Эффективно включать детей в игровую модель познавательного развития – комплекс игр, которые содействуют активизации поисковых действий и творческого представления, формированию багажа энциклопедических представлений, жизненно важных ориентиров.
Игровая модель Никашиной Галины Александровны включает художественно-познавательные, логические, социально-адаптационные игры, минутки познания и любования, что обновляет деятельность детей через насыщение ее разнообразными проблемно-игровыми и поисковыми ситуациями. Игры-дизайны, звуко-речевые игры-фантазии направлены на познание детьми красоты и гармонии окружающей среды. Игры-экспериментирования, игры-моделирования включают детей в поиск средств и способов решения проблемно-игровых ситуаций посредством ориентировочно-исследовательских и ассоциативных действий в условиях игрового экспериментирования и художественного моделирования. Логические игры, вариативные игры-фантазии, социально-адаптационные  игры ориентированы на систематизации приобретенных представлений и направлены на творческое и практическое применение детьми познавательного опыта в разных игровых ситуациях.
Предлагаем Вашему вниманию тематические игры-ориентации, игры-моделирования, игры-стратегии, социально-адаптационные игры направленные на расширении закрепление представлений детей о здоровье, гигиенических навыках, правилах безопасности на основе практических разработок Г.А.Никашиной.
ИГРЫ-ОРИЕНТАЦИИ.
Направлены на формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в общественных явлениях и объектах окружающей среды на основе игровых действий в конкретной ситуации.
«Ай угощает друзей»
Цель: формирование стремления к реализации условной игровой цели, развитие у детей способности к правильной ориентации в процессе выбора продуктов.
Игровая среда: звуковая фонограмма с пением героя, схема магазина, иллюстрации с изображением продуктов питания либо отделы супермаркета на экране.
Проектирование воображаемой ситуации: однажды Ай пригласил в гости друзей. Ему необходимо приготовить праздничный ужин, а продуктов дома недостаточно. Он решил отправиться за покупками в магазин. По дороге Ай напевал свою любимую песенку: «Ля, ля, ля…». Войдя в магазин, он увидел большие полки с аккуратно выложенными продуктами: овощами, фруктами, хлебобулочными изделиями, выпечкой, напитками, консервированными продуктами и крупами. Пройдя дальше, Ай заметил рыбный и мясной отделы, наполненные свежей продукцией, а молочный отдел особенно привлек внимание нашего посетителя.
«Ура, все это для моих гостей!» - воскликнул Ай и стал класть в корзину все, что ему нравилось. Гости будут довольны, но полезные ли для здоровья продукты я выбрал? Что же я из них приготовлю?»
Проблемно-поисковая ситуация: в каком магазине оказался Ай? Что из выбранных продуктов пригодиться для встречи гостей? Какие продукты полезны?
Поисковая задача: что из этих продуктов можно приготовить на ужин для гостей.
ИГРЫ-МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Содействуют развитию у ребенка способности к ориентации в процессе моделирования путей перемещения предмета во времени и пространстве.
«Крош в аптеке».
Цель: совершенствование представлений воспитанников о культуре и особенностях поведения в общественном месте – аптеке, создание ситуации, направленной на построение ориентировочной модели поведения человека (взрослого, ребенка), посещающего аптеку.
Игровая среда: модели-карточки правил поведения, музыкальное сопровождение загадочного характера.
Проектирование воображаемой ситуации: однажды зайчонок по имени Крош гулял по улицам города. Он с интересом рассматривал движущийся по дороге транспорт, идущих прохожих, высокие здания, многоэтажные дома, деревья и кусты, растущие в парке. Вдруг Крош увидел на одном из зданий интересный символ – крестик зеленого цвета, который светился и притягивал взгляд. «Что это? Что там находится?- удивился Крош, - Я хочу сюда зайти и посмотреть, что здесь происходит?»
Малыш открыл большую белую дверь и ощутил неизвестный ранее аромат. Он увидел стеклянные витрины с маленькими коробочками и тюбиками. За витриной ходили люди в белых халатах, которые брали эти предметы и за деньги отдавали покупателям.
«Что здесь происходит? Куда я пришел?» - Крош начал кружиться, смеяться, подбегать к витринам и трогать их руками.
Проблемно-поисковая ситуация: где оказался Крош? Каково значение аптеки для людей?
Поисковая задача: какое было поведение Кроша в аптеке, назвать правила поведения в аптеке.
ИГРЫ-СТРАТЕГИИ.
Направлены на формирование у детей дошкольного возраста разнообразных способов действий, необходимых для решения конкретной ситуации на основе личного опыта.
«Окажи помощь другу»
Цель: закрепление правил, необходимых для оказания первой помощи.
Игровая среда: модели оказания первой помощи в различных ситуациях (укус, рана, солнечный удар и т.д.)
Проектирование воображаемой ситуации: как-то раз на прогулке Даша вместе с ребятами играла в песочнице. Никита, вставая, нечаянно обсыпал сидящих рядом песком. Песчинка попала в глаз девочке… (Могут быть другие варианты: спала, перегрелась на солнышке и т.д.)
Проблемно-поисковая ситуация: как помочь девочке?
Поисковая ситуация: определить последовательность действий по оказанию первой помощи.
СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ.
Направлены на обогащение социального опыта детей путем развития способности к позитивной ориентации в отношениях между человеком и окружающим миром, а также формирование основ здорового, адекватного поведения в обществе.
«Оля обедает»
Цель: побуждение воспитанников к оцениванию поступков сверстников, стимулирование позитивного отношения к приему пищи и культуре пользования столовыми приборами; воспитание аккуратности и знания последовательности действий в подготовке к приему пищи.
Игровая среда: сервированный стол, кукла.
Проектирование воображаемой ситуации: Олю мама позвала обедать. Девочка прибежала, села за стол и улыбнулась маме. «Я проголодалась», - сказала она. «Но ты еще не вымыла руки!» - возмутилась мама. Девочка неохотно встала и пошла мыть руки. Затем села на свое место и стала кушать, огорченно поглядывая на сидевшую за столом маму. «Приятного аппетита», - произнесла тихо мама. «Спасибо, мамочка!» - улыбнулась Оля. «Доченька, возьми правильно ложку» - попросила мама. Оля разозлилась и стала капризно хныкать, качаться на стуле, стучать ложкой по столу…
Проблемно-поисковая ситуация: как успокоить Олю? Поисковая ситуация: подумать и создать игровую ситуацию, способствующую разрешению конфликта, определить правила пользования столовыми приборами.
Важным показателем сформированности ценностного отношения к здоровью выступает реальное поведение ребенка в виде проявления определенных чувств, переживаний, положительных реакций как в группе сверстников, так и в семье. Обеспечить формирование здорового поведения у детей можно с помощью системы работы, где занятия выступают важной, но не основной частью, дополняя, конкретизируя игоровую деятельность, что позволяет обеспечить интегрированный подход к решению задач образовательного компонента «Здоровье и личная гигиена» образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы  дошкольного образования.
Литература:       
  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск, Национальный институт образования, 2019.
  2. Усс, С. Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста посредством игровой модели познавательного развития // Пралеска. 2014. - № 6. – С. 32-38.
  3. Никашина, Г.А. Весь мир в игре: игровая модель познавательного развития ребенка.- Мозырь: Белый ветер, 2005.
  4. Дедулевич, М.Н. Не пропустить мир игры: пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мозырь: Белый ветер, 2002
 
2 часть практическая
  1. Решение кроссворда “Здоровье”.
Один из природных закаливающих факторов (вода).
Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
Бегун на короткие дистанции (спринтер).
Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
Вид спорта (альпинизм).
Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
Спортивный инвентарь (коньки).
Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
Вид активного отдыха (туризм).
Витаминный напиток (морс).
Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).
2. Замените предложение пословицей.
– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)
– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)
– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)
– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)
– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)
– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)
– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)
– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).
3. Разработка памятки для родителей “Здоровье ребёнка – “программа минимум”
Памятка для родителей “Здоровье ребёнка”
(“программа минимум” в обучении детей здоровому образу жизни)
полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
мыть овощи и фрукты проточной водой;
мыть руки после еды, после посещения туалета;
ежедневно менять носочки, трусики, носовые платки;
ежедневно совершать пешие прогулки;
уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции;
избегать опасных ситуаций для жизни и здоровья;
заботится о чистоте окружающей среды (группе, участке, клумбе и др.);
следить за своей осанкой;
знать как правильно вести себя в общественных местах;
закреплять привычки положительного поведения, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, поступать соответственно нормами и правилам поведения;
уважать друг друга. Чутко относиться к людям с ограниченными возможностями;
уметь контактировать с другими людьми.
4. Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ.
Коллективная деятельность – заполнение таблицы
 

Формы организации

Содержание (разнообразные формы проведения)

Коллективные

Например, Мастер-класс «Здорово здоровым быть» и т.д.

 

 

Наглядно-информационные

 

 

 

Индивидуальные

 

 

 

Информационно-коммуникационные

 

 

 

5. Представление презентаций и видеоматериалов по формированию здорового образа жизни.
Цель – активизация использования ИКТ в работе с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Презентации: “Моё тело”, “Здоровье человека”, “Секреты здоровья”, “Советы Айболита”, “Здоровый образ жизни”, “Для чего нужен сон”, “Полезные продукты”, “Безопасность дома”.
(Тематическая подборка презентаций с использованием ресурсов сети Интернет).
 
свернуть

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ “Формирование у дошкольников культурно-гигиенические навыков как основы здорового образа жизни”

 СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ

“Формирование у дошкольников культурно-гигиенические навыков как основы здорового образа жизни”

Цель: Повышать педагогическою компетентность педагогов по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни через привитие навыков гигиены и самообслуживания.

 

Задачи семинара:

 

1.     Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.

2.        Определить формы работы с детьми в дошкольном учреждении по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

3.     Способствовать росту педагогического мастерства, создать

благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

4.     Активизация мыслительной деятельности педагогов в процессе их работы с детьми.

 

План проведения:

 

1   часть. Актуальность проблемы.

2   часть. Практическая – коллективная деятельность.

Тема Использование народного фольклора во время гигиенических процедур.

Составление памятки для родителей

 

Участники семинара: педагоги всех возрастных групп, заведующий яслями-садом, медсетра.

 

1 часть Актуальность проблемы

 Вступительное слово заместителя заведующий по основной деятельности. Уважаемые коллеги! Сегодня наша с вами встреча посвящена формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников в режимных моментах, а это значит – приобщению к здоровому образу жизни.

Что нужно делать, чтобы наши воспитанники были здоровыми, мы с вами сейчас и определим, для этого я предлагаю поиграть в игру “Неоконченное предложение”, передавая яблоко друг другу, вам нужно будет закончить фразу.

-   Ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.

-   Ребёнок будет здоров, если будет … каждый день перед едой, мыть руки т. д.(одеваться по погоде, получать правильное питание, витамины).

-     Итак, подведем итог, ребёнок будет здоров, если будет вести здоровый образ жизни.

Уважаемые коллеги! Свое выступление мне хотелось бы начать с высказывания известного советского педагога В. А. Сухомлинского: “Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве.

Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а культурно - гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Приходить в детский сад с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Как вы считаете, что относится к основным условиям успешного формирования культурно – гигиенических навыков?

 относятся:

·                       рационально организованная обстановка,

·                       четкий режим дня,

·                       руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Как мы знаем, для хорошего результата важно знать методы и приемы формирование у детей дошкольного возраста культурно – гигиенических навыков.

Уважаемые коллеги!

Какие методы и приемы мы используем в нашей работе для формирования у детей культурно гигиенических навыков?

(личный пример взрослых, непосредственно образовательная деятельность, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, дидактические игры, потешки, стихотворения, пословицы, поговорки, игровые приемы, викторины, развлечения, прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: “Покажите, как вы засучили рукава”или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)

 

Какие    условия    необходимо    создать   для    успешного    формирования культурно-гигиенических навыков?

 необходимы следующие условия:

·        организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование,

соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

·        разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

·        многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

·        индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

·        организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

·        безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

   Надо помнить, что:

ü Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился

правильно есть ложкой.

ü Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

ü Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к

самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Знание ребенком основ гигиены, правил безопасной жизнедеятельности, это и составляет фундамент «Азбуки здоровья», способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.

Итак, что же такое здоровый образ жизни?

Это образ жизни, который обеспечивает формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении является одним из разделов воспитательно-образовательной работы.

Следует помнить, что важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего и дошкольного детства - самостоятельность. Именно в раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом. Осознание своей самостоятельности требует от ребенка самовыражения в деятельности, исключения излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Поэтому важными задачами, стоящими перед педагогами младших групп, можно назвать следующие:

1.   Помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку, шапочку и др.; намылить руки, смыть

мыло и грязь, вытереть руки и лицо полотенцем) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание).

2.   Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.

3.   Сформировать отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначения и способах использования, правилах обращения с

предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы и пр.).

4.   Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.

5.   Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками,

развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф

сзади, помочь стянуть куртку с плеч и пр.)

Для решения этих задач необходимы совместные усилия педагогического

персонала детского учреждения, а также родителей. Для того, чтобы ребенок с желанием участвовал в гигиенических процедурах порекомендовать родителям использовать элементы устного народного творчества. (Педагог презентует).

Предлагает педагогам вспомнить потешки, которые они используют, например, во время умывания. (Педагоги называют потешки.)

2. Практическая часть.

Уважаемые коллеги! А сейчас хочу предложить вам отвечать на вопросы, применяя свой опыт:

1 вопрос к педагогам старших и средней группы:

 Каковы условия воспитания положительного отношения к еде?

 Ответ:Условия воспитания положительного отношения к еде

 (в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое

 просвещение):

Ø удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

Ø благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

Ø разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

Ø исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание), нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;

Ø постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли есть дома только одно блюдо (первое или второе), надо

обязательно давать неполную норму);

Ø оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка

самостоятельного приема пищи);

Ø позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой –тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);

Ø во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с

Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети

испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.

 2 вопрос к воспитателям младших групп:

-Назовите потешки, которые вы используете в работе с детьми в

 адаптационный период:

 

Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор:

Зарычал: «Какой позор!» Водичка, водичка, Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Мышка плохо лапки мыла: Лишь водичкою смочила, Мылом мылить не старалась - И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах! Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот - Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь, Чаще с мылом умывайтесь! Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

За столом сидела Белка, Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают И с едою не играют.

 

 

Медвежонок хлеб жевал - Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом - Что? Не мог понять никто. После взялся за компот - Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко, Застыдили медвежонка:

-   Ты не знаешь? За столом Надо есть с закрытым ртом, Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить. После встать из-за  стола В шубке чистой, как была.

 

3.Воспитателям средней группы:

-Назовите последовательность умывания.

(Вспомнить алгоритм последовательности умывания детей)

.Заключение

Культурно-гигиенические навыки это азбука здоровья - важная составляющая часть культуры поведения. Мы, педагоги и конечно, родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни, так как параллельно влияем на многие

психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни.

Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В этом возрасте ребенок способен правильно совершать процессы умывания, мытья рук, ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, помочь в организации процесса питания, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, аккуратно есть, стремясь к самостоятельным действиям.

Таким образом, воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.  К. Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».

 

Список использованной литературы

1.            Дергунская В. А., Кошкина А. А., Игры - эксперименты с дошкольниками: Учебно - методическое пособие - Москва, Центр педагогического образования, 2013 – 64 с.

2.            Картушина М. Ю., Праздники здоровья для детей 3 - 4 лет: Сценарии для ДОУ - Москва, 2008. – 96 с.

3.            Козлова С. А., Дошкольная педагогика: Учебник - Москва: Академия, 2006. – 416 с.

4.            Павлова Л. Н., Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста – Москва: Айрис-Пресс, 2006. – 226 с.

5.            Смирнова Е. Т., Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях - Москва, 1973. - 278 с.

6.            Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 304 с.

7.            Пожидаева О., Самообслуживание детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 2013. - №7 - С. 72-75.

 

 

 

Заместитель заведующего по основной деятельности

Шашкина Екатерина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Семинар “Нормативно-правовое обеспечение функционирования учреждения дошкольного образования

 

Семинар

“Нормативно-правовое обеспечение функционирования

 учреждения дошкольного образования

 

         Первостепенной задачей дошкольных учрежде­ний является выстраивание системы планирования для организации образовательного процесса, кото­рая включает: разработку учебного плана учрежде­ния дошкольного образования, утверждённого ру­ководителем учреждения; расписания специально организованной деятельности воспитанников по образовательным областям; планов педагогических работников учреждения дошкольного образования (перспективных, календарных), в которых, кроме специально организованной деятельности воспитанников, отражается нерегламентированная деятельность (игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются или воз­никают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве.

          Планирование — процесс трудоёмкий и твор­ческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы, её дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспи­танников, требований, предъявляемых к плани­рованию образовательного процесса. В планиро­вании должны быть предусмотрены конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.

          Обязательным локальным документом воспитателя дошкольного образования является план педагога по организации образовательного процесса. Структурные компоненты плана реализации образовательного процесса даны в инструктивно – методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к началу 2019/2020 учебного года. Единых правил ведения этого документа нет, он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Форма плана образовательной работы с воспитанниками обсуждается коллегиально на педагогическом совете и утверждается руководителем учреждения дошкольного образования.

Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

     выделение цели и программных задач планирования на определенный период работы с учётом требований учебной программы дошкольного образования;  чёткое определение результатов работы; выбор оптимальных путей, средств, методов для достижения планируемого результата.

          План образовательной работы с воспитанниками – это документ, по которому работают два воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности педагогов, поэтому планирование также должно быть совместным. Перспективное планирование осуществляется на месяц, квартал, календарное на одну или две недели. Недопустимо планирование воспитателем своей работы на одну смену, так как это исключает преемственность в работе.    

            Как бы ни был оформлен план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определённым требованиям:сновываться на принципах целостности и системности, развивающего обучения, тематического построения образовательного процесса, интеграции образовательных областей;    обеспечивать единство развивающих, обучающих и воспитательных задач образования воспитанников; исходить из соответствия содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

Алгоритм составления плана может быть следующим:выделение из программы дошкольного образования и формулирование педагогической цели недели, задач развития детей,отбор содержания (из разных образовательных областей),  отбор методов и приёмов работы; практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели, анализ реализации плана работы воспитателя за неделю.

          Одним из оптимальных условий реализации учебной программы является тематический под­ход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Предварительный подбор педагогами основных тем обеспечивает систем­ность и культуросообразность организации обра­зовательного процесса. Реализация темы проходит в комплексе разных видов детской деятельности, предусматривающих взаимодействие взрослого и ребёнка с позиции партнёрства.

         Тематический подход к планированию предусма­тривает разработку тем: с учётом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государ­ственных и народных праздников, познания при­родного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др. Деление тем недели по неделям месяца условно. В зависимости от интересов детей, условий учреждения, сезонных изменений в природе педагоги могут переносить предлагаемые темы или разрабатывать другие, соответствующие учебной программе дошкольного образования.

         Планированием и организацией образователь­ного процесса по тематическому принципу пре­дусмотрены возможности экспериментирования, проведения воспитанниками элементарной ис­следовательской деятельности с учётом специфики дошкольного учреждения и регионального компо­нента.

Разработанные педагогом темы на год, в рам­ках которых решаются образовательные, разви­вающие и воспитательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи и государства, соответствовать целям, задачам и содержанию направлений и образовательных областей учебной программы, быть познаватель­ными и интересными для воспитанников. На­пример, тема, соответствующая направлению «Социально-нравственное и личностное разви­тие», раскрывается через образовательные обла­сти «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа» и интегрируется с образовательной областью «Искусство» (чтением художественной литера­туры, музыкой, с продуктивной деятельностью детей в художественном творчестве и др.).

        Организация образовательного процесса вклю­чает оптимальное чередование видов детской дея­тельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. Специально организованная деятельность вос­питанников — это регламентированные Типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учётом закономерно­стей их развития в раннем и дошкольном возрасте. Нерегламентированная деятельность воспитанни­ков — это игра и другие виды деятельности в рас­порядке дня: общение, познавательная практическая, трудовая, художественная, которые организуются как с участием взрослого, так и при косвенном его руководстве. Планируются разные формы работы по теме недели, определяются цели. Также в нерегламентированной  деятельности  целесообразно использовать и другие темы, необходимые для предварительной работы или требующие повторения. В распорядке дня специально организованная дея­тельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

         Важным аспектом планирования является ре­шение образовательных, развивающих и воспита­тельных задач в разных формах специально орга­низованной деятельности и видах детской деятель­ности, т.е. интеграция образовательного процесса, которая определяется как системный, целостный и взаимосвязанный процесс.

         Интеграция образова­тельных областей прослеживается и отражается в различных видах совместной и самостоятельной детской деятельности. Цели и задачи должны быть чёткими, конкретными, понятными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующи­ми направлениям и образовательным областям учебной программы и возрасту детей. Ключевыми словами формулировки целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач могут быть: «формировать понятие», «расширить представле­ние», «развивать умение сравнивать», «развивать познавательный интерес», «способствовать раз­витию», «воспитывать эстетическое восприятие», «воспитывать культуру поведения» и т.д.

        Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Однако не всегда педагогу удаётся грамотно спланировать свою деятельность в силу отсутствия  педагогического опыта, дошкольного образования и по ряду других причин. В настоящее время отсутствуют учебные пособия по методике проведения игровой, трудовой, изобразительной деятельности воспитанников. Воспитатели испытывают затруднения. Практика работы показывает, что выход из ситуации – это использование классических методик и технологий советского периода, российских изданий, которые перекликаются с содержанием учебной программы, конкретизируют её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.Инструктивно – методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2019\2020 учебному году. Учреждения дошкольного образования.

2.Жихар О. Основные подходы к примерному планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования. Ж. «Пралеска», 2013 г.,№7, с.36.

   3.Остапюк, О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей (вторая младшая группа).- Минск: Зорны Верасок, 2016.- 182 с.

   4.Остапюк, О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей (средняя группа).- Минск: Зорны Верасок, 2016.- 218 с.

  1. Остапюк, О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей (старшая группа).- Минск: Зорны Верасок, 2017.- 235 с.

 

 

свернуть
поделиться в: