Советы дефектолога

Показатели речевого развития воспитанников по возрастам в соответствии с учебной программой дошкольного образования

2-3 года

Играет со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Узнает персонажей по звукоподражанию (ко-ко, му-му, кука-ре-ку). Производит выдох через рот плавно и протяжно. Произносит правильно гласные (а, о, у, и, ы) и простые согласные звуки (м, б, п, н, т, д, к, г, ф, в). Использует названия предметов и игрушек. Называет предметы и их части, действия и качества (машина, у машины колеса и руль, машина едет, она красная). Сопровождает свои действия речью. Использует все части речи, кроме причастия и деепричастия. Изменяет слова по родам, числам и падежам, составляя предложения. Вступает активно в речевые контакты со сверстниками. Рассказывает сказки, воспроизводит рассказы-образцы. Проговаривает отдельные фразы вслед за взрослым, договаривает отдельные слова. Передает цель (повествование, побуждение, вопрос) высказывания с помощью интонации. Беседует активно. Использует разнообразные средства общения.

3-4 года

Употребляет разные части речи. Правильно называет предметы, выделяет характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека. Обозначает словами результат сравнения предметов, игрушек, картинок. Соотносит целое и его части. Понимает и употребляет обобщающие понятия. Знает многозначные слова: ножка (стула, стола, гриба). Называет слова с противоположным значением. Образовывает названия детенышей животных. Согласовывает существительные и прилагательные в роде и числе. Употребляет имена существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Понимает и употребляет пространственные предлоги (в, на, под, за, около).

Правильно произносит гласные звуки и большую часть согласных звуков. Имитирует различные шумы, голоса животных. Передает самостоятельно содержание литературного произведения связно, логично, последовательно. Отвечает на вопросы по содержанию картины. Составляет короткий рассказ сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно.

4-5 лет

Использует слова, которые обозначают существенные признаки, некоторые этические качества, свойства, действия, в том числе волевые и интеллектуальные. Понимает и употребляет обобщающие слова (фрукты, овощи, чайная и столовая посуда). Называет действия, связанные с движением игрушек, животных.

Подбирает  определения  к  заданным  словам.  Обозначает словами результат сравнения предметов по размеру, цвету, величине. Подбирает к предмету слова, обозначающие действия и наоборот; подбирает слова, близкие и противоположные по смыслу (смелый, отважный, храбрый; холодный—теплый и т. д.). Понимает многозначность слова. Изменяет правильно слова по формам. Использует в речи несклоняемые существительные (пальто, кино, пианино). Согласовывает слова в роде, числе, падеже. Составляет предложения разных типов. Произносит правильно шипящие [ш], [ж], [ч], свистящие [с], [з], [ц], сонорные [л], [р] звуки. Подбирает подобные по звучанию слова (кошка, ножка, мошка). Произносит слова правильно и четко. Произносит фразы с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией. Произносит фразы, состоящие из 3—5 слов на одном выдохе. Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ему ранее содержанием. Составляет рассказ по картинке или игрушке совместно со взрослым. Составляет рассказ из личного опыта. Описывает предмет или игрушку.

 

Речевое развитие

От 5 до 6 лет. Различает обобщающие понятия. Имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов, употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Оформляет речью результат сопоставления предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству. Понимает значения многозначных слов разных частей речи. Образовывает трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа существительных. Выбирает словообразовательные пары (учит, книга, ручка, учитель). Образовывает имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами. Подбирает однокоренные слова. Употребляет предложения разных типов. Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие — изолированные, в словах и фразовой речи. Дифференцирует пары звуков [з]—[с], [ц]—[с], [ж]—[ш], [ч]—[щ], [л]—[р]. Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания; условий общения.

Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию. Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого, интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей. Составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием; составляет повествовательный рассказ или сказку об игрушках. Рассказывает из личного опыта. Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию. Подбирает слова с заданным звуком. Делит двух-, трехсложные слова на слоги. Определяет словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова. Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением. Определяет правильное произношение. Имеет представление о предложении, делит на слова и составляет предложения из 2—4 слов без предлогов и союзов. Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры. Правильно употребляет в речи термины: «предложение», «слово», «слог», «ударный слог», «звук», «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «ударный гласный звук», «безударный гласный звук». Знает, что звуки, слоги в слове, слова в предложении произносятся в определенной последовательности.

От 6 до 7 лет. Может подобрать слова, обозначающие свойства и качества предмета, а также материал, из которого они сделаны. Владеет видовыми и родовыми понятиями, имеет элементарные представления о том, что слово имеет значение (смысл). Имеет представления о синонимических, омонимических, антонимических отношениях между словами, употребляет синонимы, омонимы, антонимы в собственной речи, проявляет интерес к этимологии слов, понимает смысл некоторых фразеологизмов и других образных средств языка (загадки, поговорки).

Использует в собственной речи различные типы предложений, изменяет и согласовывает между собой различные части речи, правильно употребляет грамматические формы (простая сравнительная степень имени прилагательного, существительные, образованные суффиксальным способом, родительный падеж множественного числа, неизменяемые слова, сложные слова). Правильно произносит все звуки родного языка, владеет средствами интонационной выразительности, владеет навыками речевого самоконтроля. Проявляет интерес к звучащему слову, играм со звуками, рифмами, смыслами. Имеет представление о слоговом строении слова, словесном составе предложения, может подобрать слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова. Может принимать участие в разговоре о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах). Пересказывает литературные произведения, составляет описательные и повествовательные рассказы, может составлять связные высказывания с элементами рассуждений. Имеет элементарные представления о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

Паказчыкі: Ведае словы — назвы акаляючых прадметаў: цацак, вучэбных прылад, посуду, мэблі, адзення, хатніх рэчаў, жывёл, садавіны і агародніны; іх колераў, якасцей; дзеянняў, ужывае іх ва ўласным маўленні. Адрознівае словы рускай і беларускай моў, якія супадаюць або падобныя па вымаўленні, але маюць рознае лексічнае значэнне. Разумее і ўжывае абагульняльныя словы, традыцыйныя беларускія формы імёнаў (Алесь, Уладзя, Ян, Янка, Таццянка, Кастусь, Аленка), формы ветлівасці на беларускай мове. Разумее і ўжывае ва ўласным маўленні некаторыя асаблівасці граматычнага ладу беларускага маўлення: адзіночны і множны лік асобных назоўнікаў; дапасаванне прыметнікаў да некаторых назоўнікаў; утварэнне некаторых склонавых формаў назоўнікаў; прыналежных прыметнікаў; параўнальнай і найвышэйшай формаў прыметнікаў; прыслоўяў (уранку, узімку). Утварае словы — назвы маладых істот. Фармулюе пытанні з дапамогай часціц ці, хіба, ужывае ў мове прыназоўнікі, словазлучэнні, прыназоўнікі у, да. Выкарыстоўвае ва ўласным маўленні спецыфічна беларускія марфолага-сінтаксічныя звароты (баліць каму, хварэць на што, хадзіць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго і інш.). Правільна вымаўляе спецыфічна беларускія гукі [дж], [дз′], [ц′], фрыкатыўныя [г], [г′]; цвёрдыя гукі [ч], [р], гукаспалучэнне шч ізалявана (у гукапераймальных словах), у словах і фразах; гука [ў] у словах і фразах, словы з падоўжанымі зычнымі, ненаціскныя галосныя, рускія і беларускія словы, падобныя па гучанні. Пераказвае кароткія казкі і апавяданні, стварае выказ ванні, самастойныя па задуме і моўным афармленні.

свернуть

ЧИСТОГОВОРКИ

ЧИСТОГОВОРКИ ПРО ОСЕНЬ

 

Т, Д

Та-та-та – осень это красота.

Де-де-де – лужи с дождиком везде.

Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду.

 

С, З, Ц

Ца-ца-ца – осень у крыльца.

Цо-цо-цо – ветер дул в лицо.

Ца-ца-ца – закачались деревца.

 

Ш, Ж

Ошка- ошка- ошка – собирай картошку.

Жу-жу-жу – я про осень расскажу.

Ши-ши-ши – месяца мне опиши.

 

Л, ЛЬ

Ла-ла-ла – Лана желуди нашла.

Лы-лы-лы – листья красные видны.

Ло-ло-ло – за окном уж не тепло.

 

Р, РЬ

Себре-себре-себреле – идём мы в школу в сентябре.

Обре-обре-обреле – осенний месяц на дворе.

Ри-ри-ри- ри-ри- ри-ри- – ты на клёны посмотри.

 

Ч, Щ

Щи-щи-щи – из капусты варим щи.

Чу-щу-чу-щу – овощи я поищу.

Чо-чо-чо – дождик капал на плечо.

Чи-чи-чи – зонтик лучше поищи.

 

  • Звуки М, П, Б
  1. Ом-ом-ом-ом — мы построим новый дом.
  2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
  3. Бы-бы-бы-бы — в лесу растут грибы.
  4. Мама Милу в ванне мыла.
  5. Петя пилил пилой пень.
  6. Любят бананы все обезьяны.

 

  • Звуки Т, Д, Н
  1. Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.
  2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
  3. Но-но-но, но-но-но — в нашей комнате темно.
  4. Собака Том сторожит дом.
  5. Дарья дарит Дине дыни.
  6. Няня нянчит Надю с Ниной.

 

  • Звуки Г, Й, К, Х
  1. Ко-ко-ко — кошка любит молоко.
  2. Га-га-га — у козы рога.
  3. Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.
  4. На горе гогочут гуси.
  5. Хомячку на ухо села муха.
  6. Ой-ой-ой — зайке холодно зимой.

 

  • Звуки Ф, В
  1. Аф-аф-аф — мы постовим в угол шкаф.
  2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
  3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
  4. Наш Филат не бывает виноват.

 

  • Звук С
  1. У Сони сани с горки едут сами.
  2. Сеня в лесу встретил лису.
  3. У нас газ погас.
  4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
  5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

 

  • Звук З
  1. Зу-зу-зу — зайку моем мы в тазу.
  2. У Зины козлик в корзине.
  3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
  4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
  5. У Зины звонок звенит звонко.
  6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

 

  • Звук Ц
  1. Цы-цы-цы — есть хотят птенцы.
  2. Из колодца вода льется.
  3. Не велика птица синица, да умница.
  4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
  5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
  6. Слава поставил цветы на подоконник.
  7. Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.
  8. Нет конца у моего кольца.

 

  • Звук Ш
  1. Нашей Маше дали мало каши.

 

  • Звук Ж
  1. Жа-жа-жа — убежали два ежа.
  2. Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу.
  3. Хорош пирожок, внутри творожок.

 

  • Звук Ч
  1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
  2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
  3. Шубка овечки греет лучше печки.
  4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

 

  • Звук Щ
  1. Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.
  2. Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.
  3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

 

  • Звук Л
  1. Лу-лу-лу — наточил Толя пилу
  2. Ли-ли-ли — суп соленый, не соли!
  3. Дед Данила делил дыню.
  4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

 

  • Звук Р
  1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
  2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
  3. У меня на кармашке маки и ромашки.
свернуть

Взаимосвязь движений и речи

Взаимосвязь движений и речи

Ребенок не говорит!!!!

Ребенок говорит плохо!!!!

В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

        Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

        Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Упражнения с пальчиками. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями.

На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

 - упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

- упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)

 

УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ 

         Для детей с речевыми дефектами характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

- игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т.д.

- игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д..

- игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

свернуть

Как развить мелкую моторику руки ребенка

Как развить мелкую моторику руки

ребенка

 

   Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

 Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук.

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой

и т.д.

Резать ножницами.

Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

Делать пальчиковую гимнастику.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Игры с пальчиками на кухне

Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее. Посмотрев его глазами на свое кухонное хозяйство, мама может обнаружить много предметов, способных занять ребенка больше чем на пару минут. Ребенок не только поиграет, но и потренирует свои маленькие пальчики (и будет под вашим присмотром).

«Помогаю маме». Поставьте перед ребенком блюдце, на котором перемешаны горох, рис и гречка, и попросите ребенка помочь вам их перебрать.

«Волшебные макароны». Из сырых макарон разных форм и размеров (а также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.

«Браслет для мамы». Из тех же макарон, а также сушек, баранок и толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!

«Маленький пекарь». Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «заводить» пироги, но готовым тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка – можно слепить какие –нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда–нибудь паровоз, или грузовик, или буквы ?

«Конструктор».Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора.

«Умелые ножницы». Дайте малышу в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы наклеить их в логопедическую тетрадь !).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Закладка». Помните, как в детстве мы с вами делали из фантиков закладки для книжек? Начните мастерить с малышом такую закладку – и он с удовольствием включится в этот процесс. Самостоятельно  сделать закладку ребенок пока не сможет, но подготавливать для нее материал (разглаживать  фантики, а затем сворачивать  их в узкие полоски) ему по силам.

«Сколько спичек в коробке?». Если в спичечном коробке осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).  

свернуть

Театральная деятельность в развитии коммуникации детей дошкольного возраста

Театральная деятельность в развитии коммуникации детей дошкольного возраста

    Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза".

     Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

      На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

     Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. 

Например:

-старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками.

-кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой.

-кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.

-игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще развитие речи, тренировка мелкой моторики, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи…

     Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

     Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

   Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору»«Каравай»«Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

свернуть

30 ОБЕЩАНИЙ (себе и ребёнку)

30 обещаний (себе и ребёнку)

Дети растут очень быстро. Ещё вчера были ползунки и памперсы, сегодня – дневники и плейеры, завтра – институты и самостоятельная жизнь. Мы думаем, что начать правильное воспитание никогда не поздно. Ещё сегодня покричим на ребёнка, а с понедельника начнём на практике применять советы Ушинского и Песталоцци. Но «понедельник» в таких случаях не приходит никогда. Пока ещё не поздно и малыш полностью перед вами  - маленький, беззащитный человек. Так давайте попробуем пообещать ему  (и себе), что, начиная…нет, не с Нового года, а прямо сейчас, с этой минуты, мы попытаемся вести себя с ним иначе. А для разнообразия выполним хотя бы половину этих 30 обещаний.

1.  Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.

2.  Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.

3.  Постараемся не кричать на малыша, особенно если он не сделал ничего ужасного.

4.  Навсегда запомним, что у каждого ребёнка - своя скорость роста, свои способности и свой, неповторимый рисунок личности.

5.  Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим детёнышем: если у нас свободное время, значит, ребёнок имеет право хотя бы на половинную его часть.

6.  Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам вполне пристойными.

7.  В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед вами всего лишь ребёнок, а не международный террорист.

8.  Начнём приучать ребёнка к самостоятельности.

9.  Прибережём шлепки для самых серьёзных случаев.

10.  Не будем силком кормить малыша, будем считаться с его личностными вкусовыми пристрастиями.

11.  Научимся чаще хвалить своё дитя. И будем делать это искренне.

12.  Иногда – без повода! – возьмём малыша на руки, крепко обнимем и поцелуем!

13.  На ночь вместо криков «Спать!»  приготовим ребёнку сказку собственного сочинения, где главным героем будет он сам.

14.  На детский день рождения позовём не своих друзей и родственников, а маленьких приятелей малыша, его двоюродных братиков и сестричек.

15.  Начнём делать с малышом утреннюю зарядку.

16.  Будем вместе рисовать красками,  и показывать рисунки папе.

17.  Начнём закалять детёныша.

18.  Будем следить за чистотой и правильностью его речи так же, как следим за чистотой его одежды.

19.  Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими подарками – будем проводить с ним больше времени.

20.  Научимся терпеливо слушать своего малыша.

21.  Заведём специальную тетрадь, в которую станем записывать смешные истории из жизни малыша, а также забавные словечки, маленькие открытия и важные события.

22.   Не станем идти на поводу у капризов и дурных настроений малыша – научимся говорить «нет»!

23.  Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что наобещали, и не обещать заведомо невыполнимых вещей!

24.  Иногда позволим подурачится и поиграть с ребёнком на равных.

25.  Перестанем пугать малыша Бабой – Ягой, чужим дядей, бабайкой, милицией и собственным уходом «к другому мальчику».

26.  Будем отвечать на любые, даже самые каверзные вопросы ребёнка.

27.  Постепенно начнём приучать малыша к труду: поощрять любую помощь по дому, пусть даже от неё будет больше убытка, чем пользы.

28.  Заведём семейные традиции: перед сном всей семьёй станем рассматривать альбомы с репродукциями картин великих художников.

29.  Не будем относиться ко времени, проведённому с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя.

30.  И, наконец перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!

свернуть

Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.

Помните ребенок – это личность и необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение. Советы родителям.
развернуть

Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.

1.Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.
2. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.
3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.
4. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.
5. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.
6. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.
7. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным,он легко превращается в лжеца.

8. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.

 9. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.

 10. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

 11. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

 12. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.

 13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

 14. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.

 15. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться  что-то делать, даже зная, что это правильно.

 16. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом  он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

 17. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.

 18. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.

 19. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

 20. Дайте ребенку почувствовать  что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.

 21. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.

 22. Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

23. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.

 24. Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.

 25. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет вашим  другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а  не подвергаясь критике.

 26. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

 Помните! Ребенок поступает, делает  так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не говорили что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...

свернуть

Чем занять ребёнка? Поговорите!

Чем занять ребёнка?

       Если ваш ребёнок чем-то занят, увлечён, это очень хорошо, но ещё лучше, если это занятие не только завладевает его вниманием, но и учит чему-то новому. Ниже предложены варианты занятий для вашего ребёнка, которые будут интересны и полезны для его умственного, речевого и творческого развития.

       Такие непростые сложные слова. Речь ребёнка должна быть грамотной и распространённой, на её развитие должны быть направлены не только занятия в детском саду. В процессе игр и развлечений тоже можно найти моменты, где есть место для развития речи. Например, во время поездки в автобусе или машине. Каждый день мы куда-то отправляемся с ребёнком, и чтобы это время не проходило зря, можно использовать ограниченное пространство машины для игры в слова. Оно поможет пополнить словарный запас ребёнка, а также развить фантазию и сообразительность.

        По пути вам, возможно, встретятся какие-нибудь из следующих объектов: бензоколонка, автомашина, самосвал, спортплощадка. Расскажите ребёнку о том, что названия этих объектов образованы из двух разных слов. Обсудите это с ним, выясните, понимает ли он, почему это происходит. Пусть ребёнок предложит свои варианты сложных слов. Проговорите слова вместе с малышом. Так он лучше их запомнит, и они будут в его словарном запасе.

        Обобщающие слова. Эта игра очень простая, но в то же время она учит классифицировать предметы. Её суть в том, что вы вместе с ребёнком выбираете какую-нибудь категорию предметов – транспорт, одежда, посуда – категория может быть любой. Будет очень интересно, если это будет как категория, которая хорошо знакома ребёнку, так и новая информация, с которой он только начал знакомство.

        Вы говорите ребёнку фразу: «Назови три предмета, которые относятся к посуде …», а он дополняет её тремя известными ему предметами, относящимися к этой категории. После этого предоставьте ребёнку возможность сделать то же самое. Можно намеренно допускать ошибки, пусть поупражняется в их поиске и исправлении. Если игроков несколько, то можно предложить каждому отдельную категорию предметов, а можно дать им самим установить, кто называет категорию первым, а кто отвечает.

 

                                                                       

 

 

свернуть

Советы родителям неговорящего ребёнка

Советы родителям неговорящего ребенка

 

Советы родителям неговорящего ребенка

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

 

  1. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

 

  1. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.

 

  1. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

 

  1. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.

 

  1. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

 

  1. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

 

  1. Не говорите при ребенке о его отставании.

 

  1. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).

Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".

свернуть

10 простых советов учителя-дефектолога родителям

10 простых советов учителя-дефектолога родителям  

 

10 простых советов учителя-дефектолога родителям

 

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких, как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, что видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?" вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
  10. Закрепляйте знание ребенком геометрических фигур и объемных форм (КРУГ, КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, МЯЧ, КУБИК, ПИРАМИДА). Учите сравнивать по величине: БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ; БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ.
  11. Ежедневно заостряйте внимание ребенка на временных отрезках суток: ДЕНЬ-НОЧЬ -УТРО -ВЕЧЕР   в соответствии с характерной для них личной деятельностью ребенка.
  12. Пересчитывайте с ребенком предметы, игрушки, учите отвечать на вопрос «Сколько?» (называть итоговое число).
  13. Практикуйте ребенка в различении ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ руки в действиях с предметами, учите определять направление от себя (ВПЕРЕД-СПЕРЕДИ, НАЗАД-СЗАДИ, НАПРАВО-СПРАВА, НАЛЕВО –СЛЕВА).
  14. С ребенком 5-6 лет можно начинать учить различать ВРЕМЕНА ГОДА, ДНИ НЕДЕЛИ, использовать слова: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.
свернуть

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

 

При подготовке детей к школе необходимо формировать такие качества личности, которые позволят будущему ученику не только успешно учиться, но к жить в новой и не­обычной для него обстановке, общаться с товарищами по классу, учителями. Среди этих качеств особого внимания требуют следующие:любознательность,

  • познавательный интерес,
  • активность,
  • инициативность,
  • достаточно широкий умственный кругозор.

Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без которых он не сможет регулировать свое поведение, ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни.

Совершенно необходим будущему школь­нику тот комплекс качеств, который образует умение учиться; стремление действовать само­стоятельно, умение критически оценивать свою работу, исправлять допущенные "ошибки, умение управлять своими практическими и умственными действиями.

Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности (в учебной деятельности):

  • умение принять доступную учебную задачу, следовать цели, поставленной взрослым;
  • точно выполнять задание без посторонней помощи и контроля со стороны взросло­го;
  • работать длительное время, сосредоточенно, преодолевая трудности, не отвлекаясь;
  • добиваться результатов;                               
  • умение справедливо оценивать свою работу;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • формировать чувство морального удовлетворения от самостоятельно выполненной работы.

                   Успешность обучения детей в начальной школе в значительной мере определяется тем уровнем умственного развития, которого они достигли к концу дошкольного детства.

Ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

  • свою фамилию, имя, отчество;
  • фамилию, имя, отчество своих родителей;
  • профессию родителей;
  • домашний адрес и телефон;
  • страну и город, в котором он живёт;
  • времена года, месяцы, дни недели и их последовательность, основные приметы каждого времени года;
  • домашних и диких животных, их детёнышей;
  • часто встречающиеся виды деревьев, кустарников, цветов;
  • овощи, фрукты, ягоды;
  • основные виды одежды и обуви;
  • виды транспорта.
  • основные геометрические фигуры.
  • уметь перессказывать знакомые сказки и рассказывать стихи
свернуть
Меню раздела