Инклюзивное образование

Правила общения с особыми людьми

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

 

1. Не следует ни словом, ни поведением демонстрировать человеку с огра­ничениями его необычность. Возможно, его способность передвигаться, говорить или жестикулировать является результатом значительных и длительных усилий.

2. При знакомстве с человеком с ограничениями вполне естественно пожать ему руку и обращаться к нему в дальнейшем как ко взрослому человеку.

3. Не следует задавать вопросы по поводу имеющихся у человека ограни­чений, за исключением случаев, когда он сам желает рассказать свою историю. Если такие вопросы заданы, то надо быть готовым слушать человека с ограничениями очень тактично, не перебивать и не рас­спрашивать о подробностях, воспоминания о которых, возможно, ему неприятны и тяжелы.

4. Следует быть терпеливым в разговоре с человеком с ограничениями, особенно с испытывающим трудности в общении. Не надо его торопить, пытаться закончить вместо него фразу или поправлять.

5. Во время разговора с человеком с ограничениями следует обращаться непосредственно к нему, даже если при этом присутствует сопровожда­ющий или сурдопереводчик.

6. Предлагая помощь человеку с ограничениями (при разговоре, передви­жении и др.), следует убедиться в согласии на ее оказание и действовать так, как будет подсказано человеком с ограничениями. Этично предло­жить помощь, но неэтично ее навязывать.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ

С  ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ПЕРЕДВИЖЕНИИ

 

1. Необходимо помнить, что инвалидная коляска - личное пространство человека. Недопустимо облокачиваться на нее, толкать и катить без согласия хозяина.

2. Следует помнить, что инвалидная коляска - один из способов передви­жения человека с ограничениями, позволяющих ему экономить силы, передвигаться быстрее и свободнее.

3. При разговоре с человеком, пользующимся инвалидной коляской или другими вспомогательными средствами передвижения, желательно расположиться на одном уровне с ним и избегать ситуаций, когда человек с ограничениями испытывает неудобство, дискомфорт или неловкость.

4. Следует учитывать, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С  НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

1. До начала общения необходимо назвать себя и представить других собеседников. Следует избегать ситуации, когда незрячий человек вы­нужден «говорить в пустоту».

2. При общении с группой незрячих или слабовидящих людей следует каждый раз называть того, к кому обращаются.

3. Нет необходимости усаживать человека с ограничениями по зрению, достаточно предложить ему присесть, положив его руку на спинку стула, кресла или подлокотник. В то же время не следует тянуть руку слабовидя­щего человека к предмету в ответ на просьбу помочь взять этот предмет.

4. Сопровождая человека с нарушениями зрения, не следует без предуп­реждения оставлять его в незнакомом месте даже на короткое время и создавать для него тем самым обстановку тревоги или растерянности. При этом гиперопека в отношении такого взрослого человека тоже нежелательна. Человек с ограничениями по зрению так же, как и любой
другой человек в новом обществе, хочет произвести хорошее впечатле­ние на окружающих и не оказаться в униженном положении.

5. При ознакомлении человека с нарушениями зрения с какими-либо доку­ментами или важным письмом их чтение нельзя заменять пересказом и умалчивать о правовых последствиях подписания данных документов.

6. При общении не следует избегать слова «смотреть», оно для незрячего
человека часто означает «видеть руками», «осязать».

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С  НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

1. Разговаривая с человеком, имеющим нарушение слуха, целесообразно смотреть на собеседника, обмениваться с ним взглядами, не закрывая и не затемняя свое лицо.

2. Лучше говорить четко, ясно и ровно, чем повышать голос. Барьерами понимания речи могут быть: нахождение в многолюдном помещении, уличный шум, яркое солнце или тень. Желательно говорить простыми фразами и избегать несущественных слов.

3. При сообщении важной информации в виде цифр, дат, адресов и т.д. лучше ее написать.

4. Следует обращать внимание на то, понятна ли речь для человека с нарушением слуха. Вопрос о том, все ли понятно собеседнику, не будет лишним. В ответ на просьбу повторить что-то можно попробовать пере­фразировать свои слова и использовать жесты, не меняя при этом сути
сказанного.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В РЕЧИ

 

1. Не следует думать, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.

2. Ведя разговор с человеком, испытывающим затруднения в речи, не следует его перебивать, торопить или пытаться высказаться вместо него. Начинать говорить самому следует лишь тогда, когда такой человек закончит свою мысль.

3. Нельзя притворяться, что мысль или отдельная фраза, сказанная чело­ веком с ограничениями в речи, понятна, если это не так.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С  ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

 

1. Не следует говорить свысока и заранее предполагать непонимание. Говорить нужно доступным языком, точно и по делу. Взрослый человек с особенностями в развитии имеет такой же жизненный опыт, как и дру­гие люди.

2. При первых неудачах в общении не следует сдаваться и тем более сердиться, лучше начать сначала и воспользоваться при объяснении фо­тографиями, картинками или другими вспомогательными материалами.

3. В разговоре не надо торопиться, целесообразно вести его поэтапно и избегать лишней информации, затрудняющей понимание главного. В такой беседе, как правило, неуместны штампы, образные выражения, сложные или иностранные термины.

 

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ СЛЮДЬМИ C  НАРУШЕНИЯМИ  ПСИХИКИ

 

1.   Люди с нарушениями психики не обязательно нуждаются в дополни­тельной помощи или специальном обращении. У них есть свой особый и изменчивый взгляд на мир.

2. Недопустимо делать о таких людях преждевременные выводы на осно­вании опыта общения с людьми, имеющими похожие ограничения.

3. Эмоциональные расстройства у человека с нарушениями психики не означают наличие у него проблем в понимании других людей или сни­жение уровня интеллекта.

4. Дружелюбное обращение с человеком с нарушениями психики помогает ему оставаться спокойным и расположенным к общению.

 

свернуть

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Памятка воспитателю, осуществляющего персональное сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями.

Структурированная игра для развития простых навыков у ребенка с РАС

8 основных правил общения с ребенком с РАС.

АРТ-ТЕРАПИЯ как развитие творческих способностей у детей с расстройствами аутистического спектра.

Организация жизни ребенка с аутизмом в семье.

Особенности коммуникации детей дошкольного возраста с РАС.

Роль ЦКРОиР в организации обучения и сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями на всех этапах его образования.

Стратегия работы воспитателя, осуществляющего персональное сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями, в условиях учреждения образования.

Осуществление персонального сопровождения обучающихся с аутистическими нарушениями в условиях учреждения образования.

Информация о сайтах и форумах сети Интернет.

Список литературы по работе с детьми с РАС.

Признаки аутизма у детей. Внешние признаки. Особенности поведения ребенка с аутизмом.

Планирование психокоррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра: теоретические аспекты, подходы, практический опыт.

Современные методики проведения диагностики и коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Презентация. Организация образовательной среды для детей с РАС.

Организация адаптивной образовательной среды для детей с аутистическими нарушениями

свернуть

Образовательный проект «Толерантное образование - дорога к миру»

Этапы создания инклюзивной среды

Этапы создания инклюзивной среды:

  1. Подготовительный этап

Признание руководством  инклюзии, как одного из приоритетов организационного развития.

Создание организационной структуры по инклюзивному образованию: Совет по инклюзивному образованию, Компетентностный центр.

Определение и выделение источников финансирования.

  1. Организационно-технический этап

Адаптация зданий, помещений для создания безбарьерной среды жизнедеятельности.

Создание инфраструктуры инклюзивного образования (напр. мест для самостоятельной работы учащихся с особыми потребностями, комнаты уединения).

Приобретение специальных технических средств.

  1. 3. Содержательный этап

Повышение квалификации педагогов, сотрудников и руководителей по вопросам инклюзивного образования.

Проектная деятельность.

Методическая работа.

  1. Этап формирования инклюзивной корпоративной культуры

Воспитание ценностного отношения к многообразию и гетерогенности.

Организация совместной деятельности представителей гетерогенных групп в корпоративных мероприятиях.

Информационно-пропагандистская работа.

  1. Этап создания системы поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями

Выявление и учет учащихся, нуждающихся в особой подготовке, диагностика их проблем.

Формирование команд сопровождающих (тьюторов) и наставников.

Создание системы медицинского и психолого-педагогического сопровождения.

Разработка учебных планов, программ по проблемам многообразия и гетерогенности.

Информационная поддержка представителей гетерогенных групп.

  1. Этап развития сетевого взаимодействия

Работа с детьми и родителями с особыми образовательными потребностями, не посещающими учреждения образования (информирование, консультирование, поддержка).

Включение родителей учащихся с особыми образовательными потребностями в инклюзивную среду. 

Привлечение социальных партнеров.

Работа с выпускниками и будущими работодателями.

Взаимодействие с органами властями.

 

 

свернуть

Нормативная правовая база (инклюзивное образование)

1.Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948)
2.Декларация прав ребенка (ООН, 1959)
3.Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)
4.Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969) 
5.Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971) 
6.Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975) 
7.Санбергская декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 1981) 
8.Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989) 
9.Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990) 
10.Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993) 
11.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 1994, ЮНЕСКО принята правительствами 92 стран и 25 международными организациями на Международной конференции по специальным потребностями в образовании (Special Needs Education)) 
12.Декларация принципов толерантности (ООН, 16.11.1995)
13.Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000)
14.Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006), статья 24
15.Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь
16.План мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, утвержденным Министром образования Республики Беларусь 29.01.2016 г.
17.Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017-2021 гг.

 

свернуть

Определение и принципы инклюзивного образования

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

свернуть

Каждый имеет право быть разным

Телевизионный цикл фильмов «Каждый имеет право быть разным»

 

свернуть