Советы психолога
Ошибки семейного воспитания как причина детских капризов
ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Семейное воспитание играет огромную роль в развитии ребенка. Очень часто основной причиной детской капризности бывают различные виды нарушения воспитания в семье.
Денежная
«Больше денег - лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Ребёнок очень быстро усвоит, что всё, что он хочет, он сможет легко выпросить у родителей, достаточно всего лишь плаксиво и настойчиво об этом просить, используя при этом весь свой опыт капризули. И если родители в таких ситуациях всегда уступают своему ребёнку, то он становится настоящим манипулянтом, полностью подчиняя себе родителей. Если ребёнок не знает, что такое строгий родительский отказ, то его характер будет складываться из множества неприятных качеств. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.
Безразличие
«Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков, а так же в постоянных капризах и истериках.
Слишком много строгости
Часто каприз ребёнка - реакция на чрезмерную строгость родителей. Дети чувствительны к повышенному, раздражительному тону, крику. Такое воспитание может сделать ребёнка плаксивым, обидчивым, капризным. Поэтому лучше отвлекать своё чадо от предмета раздражения, уговаривать, сохраняя спокойствие, поскольку раздражение взрослых лишь усиливает конфликт.
Бесконтрольность или безнадзорность - при таком воспитании родители не уделяют внимание ребенку в должной мере, так как очень заняты своими проблемами и делами. Очень часто дети капризничают, если им не хватает общения с родителями. К сожалению, в настоящее время достаточно много семей, в которых воспитание детей ограничивается лишь материальной стороной: родители во главе угла ставят, чтобы их ребёнок был сыт и одет, чтобы у него были игрушки и другие необходимые вещи. Такие родители искренне считают, что дети их за это будут любить и уважать, ведь они работают, не покладая рук, чтобы обеспечить своего малыша всем необходимым.
Детей не надо баловать
Капризные дети не умеют идти к поставленной цели, потому что за него всё делают взрослые, для этого достаточно лишь покапризничать. Капризного ребёнка нельзя ставить в ситуацию множественного выбора, сделать выбор в пользу чего-то одного он не сможет, так как у него практически отсутствует самостоятельность. Он только ещё больше начнёт капризничать и стучать ногами. Возможно, именно поэтому некоторые капризули спокойно ведут себя в детском саду, потому что там все занимаются одним делом - вместе идут гулять, вместе ложатся спать, вместе кушают один и тот же обед и т. д. Кроме этого, воспитатель в отличие от родителей всегда может сказать капризному ребёнку чёткое и категоричное «нет», и капризуле ничего не остаётся, как подчиниться воле взрослого.
Обещание больше не любить
Родители часто недовольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. В таких случаях многие используют свою козырную карту: «Если не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить» Однако эта угроза как правило быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родитель надолго могут потерять доверие ребенка - он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение не одобряю».
Слишком мало ласки
"Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка"
Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их.
Как научить ребенка убирать игрушки
Как научить ребенка убирать игрушки
Все дети абсолютно разные: кто-то любит во всем порядок, когда как другие дети относятся к беспорядку совершенно равнодушно. Но совершенно ясно, если родители будут от раза к разу приучать ребенка к аккуратности, бережливости - задача с уборкой игрушек будет решена.
С чего же начать?
Во-первых, сократите число игрушек, имеющихся в расположении ребенка. Маленьким детям совсем не нужен целый склад игрушек. Спрячьте некоторые игрушки, а затем чередуйте их, доставая одни и убирая другие - тем самым вы оживите детский интерес к забытым игрушкам.
Выберите вместе с малышом красивый мешок для игрушек или ящик, такой чтобы нравился ребенку, и ему хотелось его наполнять. Также вместе продумайте место, в котором будут стоять эти игрушки. Возможность самостоятельно выбирать может пробудить в ребенке желание действовать по правилам взрослых
Во-вторых: важно начинать обучение ребенка элементарной дисциплине постепенно, не нагружая его сразу строгими правилами и запретами. Учитесь, играя - «Кто больше соберет игрушек в ящик?», или «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка?», «Как наполнить коробку кубиками?». Но одно условие, давайте ребенку выиграть. Обязательно придумайте вознаграждение победителю: серия любимого мультфильма, чтение интересной книги, лакомство, ванна с пеной и игрушками, или что-то другое.
В-третьих: не забывайте, что ребенок копирует нас с вами. Собственный пример поможет увидеть, что убирая игрушки, он поступает как взрослый: «Папа чинил кран в ванной и убрал все инструменты», «Семья ужинала вместе и вместе все убрали со стола посуду», «Братик учил уроки и убрал все на свои места»... Примеров из жизни множество. Ребенку нужно время от времени, под настроение объяснять и показывать, как важно быть аккуратным и убирать свои вещи на место. Ведь разбросанная по всему дому еда, посуда, одежда, инструменты и игрушки превратят жилище в некрасивый и неуютный дом, где никто не захочет жить.
В-четвертых: вы можете опираться на детскую литературу - прочесть сказки Корнея Чуковского «Федорино Горе» или «Мойдодыр».
Во время уборки можно использовать веселые песенки и стишки. Вот, например, такие рифмовки.
Все игрушки убираем, Один, два , три. По местам все расставляем, Ты посмотри! Раз — котенок, Два — утенок, Три -……. |
Уберем все игрушки: На диван кладем зверюшки, Кукол ставим мы в корзинку, В коробок кладем машинку. Пусть лежат так до поры, Чтоб дождаться игры. Доброй ночи пожелаем. Завтра точно поиграем! |
Если не помогает, ребенок напрочь отказывается убирать самостоятельно разбросанные игрушки и продолжает ставить вам условия, есть один очень чудодейственный способ: «Игрушки обиделись и ушли к другому малышу».
Ребенок отказался собрать после себя разбросанные игрушки, мама все оставляет на своих местах, кладет малыша спать, а потом начинается ВОЛШЕБСТВО. Быстренько собираем игрушки и хорошенько их прячем, так что бы ребенок их не нашел. Ваш малыш просыпается, а вокруг пусто… Через некоторое время начинает искать свои любимые игрушки. На вопрос: «Где они?» - вы спокойно отвечаете, что обиделись, наверное, и ушли к другому малышу.
Малыш начинает искать, плакать, нервничать и т. д. Здесь важно выдержать момент. Ребенок должен осознать свою ошибку и то, в чем именно он был неправ, почему игрушки убежали и захотеть все исправить.
НЕЛЬЗЯ отдавать малышу игрушки сразу при первых слезах. Обговорите с ним ещё раз, что случилось вчера и почему утром игрушек не стало. Разъясните малышу, что так поступать нельзя. Пусть он час, другой побудет без любимых игрушек. Поймёт как ему скучно без них.
После каждой уборки - обязательно похвалите ребенка.
Нежные объятья и мамин поцелуй будут лучшей наградой для крохи.
На первых порах обязательно помогите ребенку, делайте все вместе!
Но помните, что научить ребенка убирать игрушки – это длительный процесс и только от вашей настойчивости и систематичности зависит УСПЕХ!
Дефицит родительской любви
«Дефицит родительской любви»
Семья была и остается главным центром становления и развития ребенка.
Именно вы, родители:
- вводите малыша в мир человеческих взаимоотношений;
- учите отличать добро от зла;
- жить среди сверстников.
Отношения в семье - это образец для детей, которые в ней воспитываются.
Почти весь опыт жизни в обществе дошкольник приобретает в семейном кругу через подражание старшим. В этом возрасте подражания подкрепляется заостренным желанием ребенка поступать так, как мама, папа или другие члены семьи. Вы все хотите хорошо воспитать своих детей, но одного только желания мало. Для этого нужны знания!
В наше время вам, уважаемые родители, занятым профессиональной деятельностью, озабоченным материальным обеспечением семьи, не хватает времени:
- для систематического наблюдения за ребенком,
- для глубокого изучения его развития.
Беспокоит дефицит родительской любви, что наблюдается, к сожалению, с первых лет жизни ребенка.
Симптомы этой болезни следующие:
- ребенок часто грустит, капризничает или без причины кричит;
- намеренно делает глупости или же просто нарушает правила;
- часто болеет.
К сожалению, случается так, что:
- вы не умеете и не признаете нужным показывать ребенку свою любовь,
- не признаете значимость таких отношений,
- не хотите приобрести таких умений.
Поэтому хочется обратить ваше внимание, к этим проблемам и помочь Вам:
- лучше понимать интересы, возможности, переживания, поступки ваших малышей;
- ставить в них требования, соответствующие их силам и возрасту.
Поймите:
- ребенку нужны любящие мама и папа все 24 часа в сутки.
Не комплексуйте из-за того, что малыш забирает у вас все свободное время.
Для развития ребенку нужно:
Максимально эмоциональное и позитивное, насыщенное общение с родителями!!!
Дух любви и тепла, которым полна детская комната, положительно влияет на здоровье малыша.
Но чрезмерная любовь может пагубно влиять на ребенка.
Коварная любовь - восхищение, когда:
- вы в восторге от каждого поступка ребенка,
- вы не задумываетесь над их сутью и возможными последствиями.
Чтобы в семье не вырос эгоист:
- учите ребенка замечать рядом с собой людей, у которых тоже есть свои чувства, желания, потребности, с которыми следует считаться;
- будьте мудрыми с детьми;
- будьте последовательными в момент негативных детских проявлений;
- умейте взглянуть на проблему с позиции малыша;
- стройте равноправные отношения, в которых одна правда и общее понимание добра и зла, которыми руководят взаимное, уважение и любовь;
При таких отношениях в семье невозможно применение «родительской власти», что очень часто становится непреодолимым барьером в налаживании отношений с членами семьи.
Чтобы в семье царило взаимное уважение и любовь придерживайтесь следующих рекомендаций:
Поощряйте самостоятельность своего ребенка.
Если ваш малыш нуждается в помощи, создайте такие условия, чтобы он сам нашел пути преодоления проблемной ситуации.
Не давайте готовых ответов - ваша помощь должна ограничиваться намеками, наводящими вопросами.
Отмечайте достижения ребенка. Отдайте предпочтение похвале, а не упрекам.
Не дополняйте одобрение поступков или поведения ребенка критикой.
Не пытайтесь ставить перед ребенком завышенные требования.
Не требуйте от своего ребенка больше, чем от себя.
Помните, что для ребенка положительный пример родителей значит больше их поучения.
Создайте для ребенка уголок, где будет его стол, полочки, игрушки, книги, карандаши краски, альбомы и другие предметы, необходимые для его самостоятельной деятельности, игры.
Расскажите ребенку как можно больше положительного о самостоятельности, любознательность, а также о детском саде, школе.
Помните, после 20 мин. занятий ребенку необходим перерыв, смена деятельности.
Не проводите развивающих занятий с ребенком поздно вечером.
Помните, для продуктивной деятельности ребенку необходимо спать 10 - 12 ч. в сутки, с учетом дневного отдыха (1- 1.5год.)
«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени»
Рекомендации психолога родителям дошкольника
Семья – основная среда обитания ребенка. Здесь он делает первые шаги, начинает говорить и познавать мир. Роль родителей в воспитании ребенка сложно переоценить. Именно они закладывают фундамент будущего развития личности.
Особо остро ощущается вопрос воспитания детей дошкольного возраста, ведь они уже попадают в среду сверстников. И здесь как никогда обостряется обязанность родителей развивать детей физически, духовно и умственно.
Каждый ребенок рождается уже с заданными качествами характера и свойствами поведения. Родителям же необходимо выступить исключительно направляющим и корректирующим механизмом воспитания. Ни в коем случае нельзя переламывать или рушить личностные качества ребенка. Для соблюдения правильной стратегии воспитания ребенка необходимо соблюдать некоторые рекомендации.
Советы психолога родителям дошкольника:
· говорите ребенку о своей любви;
· хвалите его за успехи;
· не ограничивайте ребенка в самостоятельном подборе одежды;
· не повышайте голос на ребенка, если сорвались – извинитесь;
· не обманывайте детей, они в любом возрасте подражают вам;
· играйте и занимайтесь вместе с ребенком регулярно;
· умейте слышать и слушать;
· не устраивайте ссоры при детях;
· не создавайте тепличные условия, не ограничивайте ребенка от внешнего мира;
· не идеализируйте ребенка;
· не навязывайте чрезмерную любовь;
· не используйте чрезмерную грубость, авторитарность; исключите физические наказания;
· не перекладывайте на других заботы о вашем ребенке;
· в общении с ребенком всегда должно присутствовать чувство такта;
· у детей есть собственные материальные запросы, не игнорируйте их, но и не злоупотребляйте;
· учите ребенка доверять вам, и говорить правду о любых его действиях;
· если детей в семье двое, не разжигайте между ними ревность и соперничество. Всячески демонстрируйте, что они для Вас равные, и отношение к ним одинаковое;
· не демонстрируйте ребенку собственные негативные эмоции, связанные с работой или бытом;
· повышайте уровень самооценки ребенка;
· следите за тем, что бы между вами было полное доверие;
· избегайте длительных объяснений и сложных бесед;
· уважайте в ребенке индивидуальность;
· научите ребенка правильно распределять и планировать свое время;
· уважительно относитесь к увлечениям ребенка;
· привлекайте ребенка в различные формы труда.
Одно из важнейших правил воспитания:
«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени»
Жизнь без конфликтов
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Как бороться со страхами
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
10 заповедей для родителей
Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.